Запись вокала и его совершенствование
Запись песни – процесс трудоемкий. И не только потому, что исполнители не сразу берут нужную ноту и одно и то же произведение приходится перепевать по несколько раз. Это было бы полбеды. Но каждую исполненную песню приходится уже после записи, что называется, доводить до ума. Звукорежиссер подолгу работает с эквалайзерами, стараясь найти оптимальное сочетание различных тональностей, не забыв при этом об уникальности голоса исполнителя. В целом, записать песню в студии – это приключение для новичка, позволяющее ему войти в мир профессионализма не в теории, а на самой настоящей практической основе.
Для повышения качества звучания аудиозаписи применяется сочетание техник сведения и мастеринга.
- Сведение заключается в том, что в одну дорожку сводятся несколько треков. При этом пересечение и наложение инструментов и голоса может вызвать звуковой диссонанс. Конечно, еще на этапе записи делается максимум для того, чтобы монофонические треки были качественными и с одинаковой продолжительностью, не имели так называемых поппинга и клиппинга, ударов и шумов. Как выражаются в узком профессиональном кругу, создается единое поле для процесса сведения в дальнейшем.
- Если песня планируется к массовому изданию, для нее необходимо выполнить мастеринг. Этот процесс представляет собой финишную стадию обработки музыкального произведения. В ходе него над звуком дорожки дополнительно работают с тем, чтобы сделать материал более четким и, в некотором смысле, насыщенным. Если в ходе записи или сведения в материале возникают определенные недочеты, мастеринг позволит их ликвидировать. Кроме того, одна из целей мастеринга – обеспечить совместимость звуковых дорожек с большинством аудиосистем: не только с высококачественными профессиональными, но и с бюджетными.
У человека, мало знакомого с тонкостями звукозаписи, резонно возникнет вопрос: зачем тратить деньги и время на профессиональную студию, если можно записаться на компьютере в домашних условиях? На этот вопрос имеется и резонный ответ: чтобы избежать очевидных изъянов любительской записи. Среди последних можно встретить:
1) Неровность динамики вокала: голос на записи дрожит, громкость скачет в недопустимо широком диапазоне. Чувствуется, что певец не получил рекомендаций по работе с микрофоном.
2) Отсутствие разборчивости вокала: слова на записи трудно выделяются из общего шума. Это может быть как результатом плохого исполнения, так и следствием чисто технических причин: отсутствия поп-фильтра или неумелой работы с эквалайзерами.
3) Излишки басов: одна из проблем начинающего звукорежиссера – невозможность полноценного воспроизведения низких частот из-за отсутствия нужной аппаратуры. Результат – многочисленные миксы с неясным звучанием.
4) Неестественный звук барабанов. Этот инструмент – самый сложный для записи. Отсутствие профессионализма приведет к тому, что звук барабана будет похож на скрежет экскаватора.